ПОГРУЖЕНИЕ В «НЕОБЫЧНОЕ»
В 90-ые годы образование ознаменовалось свободой творчества учителей. Наша школа одна из первых в городе получила статус школы-лаборатории. Это открывало широкую дорогу педагогическим экспериментам и творческим поискам. Школа забурлила, зафонтанировала идеями и проектами.
Нашим девизом стало изречение: «Мы разные, но мы вместе!», а эмблемой — радуга, по которой плывет кораблик знаний. Как разные цвета составляют единую радугу, так в школе необходимо объединить, как говорила Н.Я. Коростылева, разнообразие взглядов, ценностей детей и взрослых при сохранении индивидуальности каждого.
Коллектив единомышленников стал разрабатывать педагогическую проблему «Интеграция в образовании». Мы начали с создания интегрированных программ (отечественная — всеобщая история, история — литература, История — МХК — краеведение, гуманитарные и естественнонаучные циклы). На их основе проводились интегрированные уроки в начальной и в основной школе.
Погружение в «необычное» оказалось интересным и увлекательным как для учителей, так и для школьников, потому что это было совместное творчество. Учитель интересен ученикам тогда, когда сам постоянно учится, творит, много знает и умеет.
Все разрабатываемые уроки были разнообразны по тематике, но обязательно предусматривали творческую и мыслительную работу ученика. Урок труда в 3-м классе назывался «Твоих оград узор чугунный…» и строился на знакомстве с решетками петербургских мостов. При подготовке исторической темы «В имении дворянина XVIII века» ученики на уроках труда и ИЗО заранее создавали рисунки и поделки, которые использовались на уроках истории, помогая создавать яркие образы быта того времени. Знания по географии и описание рек в русской поэзии органично сочетались в ходе рассмотрения темы «Реки России».
Помню, увлекательным, бурным, заинтересованным оказался урок-диспут в 8-м классе «Существовало ли первобытное искусство?». Школьники вместе с учителями МХК, оперируя фактами, утверждали, что такое искусство действительно существовало, а учитель истории выступал оппонентом, доказывая обратное.
С 1998 года наша гимназия в числе 30 школ города получила право проводить один из выпускных экзаменов в 11-м классе в форме защиты ученического интегрированного исследования. Так, например, жизнь харбинской эмиграции, изучение творчества поэтов, судьбы деятелей литературы и искусства, возвратившихся в СССР, раскрывались в работе Е. Черкашиной «Харбин — ветка русского дерева». Ее работа на городском конкурсе «Ученые XXI века», проводимом Российской Академией наук, получила Диплом I степени. Защитив интегрированную работу «”Метель” А.С. Пушкина в музыке А. Свиридова», ученица Мари Даниал, окончив нашу школу, продолжала учебу при консерватории.
Традиция защиты работ сохраняется в гимназии до сих пор и практикуется в 9-х классах. Для учеников подобный опыт, с одной стороны, является хорошей школой приобретения знаний и умений, помогает почувствовать себя успешными, поверить в свои силы. С другой стороны, обогащаются и учителя, руководители работ, открывая новые факты и неизвестные пласты культуры и истории. Процесс творчества, как говорила Н.Я. Коростылева, оказывается очень заразительным.
И.М. Лебедева, кандидат педагогических наук, методист гимназии
(Опубликовано в «Юбилейном альманахе» №2)