ПОГРУЖЕНИЕ В «НЕОБЫЧНОЕ»

В 90-ые годы образование ознаменовалось свободой творчества учителей. Наша школа одна из первых в городе получила статус школы-лаборатории. Это открывало широкую дорогу педагогическим экспериментам и творческим поискам. Школа забурлила, зафонтанировала идеями и проектами.

Нашим девизом стало изречение: «Мы разные, но мы вместе!», а эмблемой  радуга, по которой плывет кораблик знаний. Как разные цвета составляют единую радугу, так в школе необходимо объединить, как говорила Н.Я. Коростылева, разнообразие взглядов, ценностей  детей и взрослых при сохранении индивидуальности каждого.

Коллектив единомышленников стал  разрабатывать педагогическую проблему «Интеграция в образовании». Мы начали с создания интегрированных программ (отечественная всеобщая история, история литература, История  МХК краеведение, гуманитарные и естественнонаучные циклы). На их основе  проводились интегрированные уроки  в начальной и в основной школе.

Погружение в «необычное» оказалось  интересным и увлекательным как для учителей, так  и для школьников, потому что это было совместное творчество. Учитель интересен ученикам тогда, когда сам постоянно учится, творит, много знает и умеет.

Все разрабатываемые уроки были разнообразны по тематике, но обязательно предусматривали творческую и мыслительную работу ученика. Урок труда в 3-м классе назывался «Твоих оград узор чугунный…» и строился на знакомстве с решетками петербургских мостов. При подготовке исторической темы «В имении дворянина XVIII века» ученики на уроках труда и ИЗО заранее создавали рисунки и поделки, которые использовались на уроках истории, помогая создавать яркие образы быта того времени. Знания по  географии и  описание рек в русской поэзии органично сочетались в ходе рассмотрения темы «Реки России».

Помню, увлекательным, бурным, заинтересованным оказался урок-диспут в 8-м классе «Существовало ли первобытное искусство?». Школьники вместе с учителями  МХК, оперируя фактами,  утверждали, что такое искусство  действительно существовало, а учитель истории выступал оппонентом, доказывая обратное.

С 1998 года наша гимназия в числе 30 школ города получила право проводить один из выпускных экзаменов в 11-м классе в форме защиты ученического интегрированного исследования. Так, например, жизнь харбинской эмиграции, изучение творчества  поэтов, судьбы деятелей литературы и искусства, возвратившихся в СССР, раскрывались в работе Е. Черкашиной «Харбин ветка русского дерева». Ее работа на городском конкурсе «Ученые XXI века», проводимом Российской Академией наук, получила Диплом I степени. Защитив интегрированную работу «”Метель” А.С. Пушкина в музыке А. Свиридова», ученица Мари Даниал, окончив нашу школу, продолжала учебу при консерватории.

Традиция  защиты работ   сохраняется в гимназии до сих пор и практикуется в 9-х классах. Для учеников подобный опыт, с одной стороны, является хорошей школой приобретения знаний и умений, помогает почувствовать себя успешными, поверить в свои силы. С другой стороны, обогащаются и учителя, руководители работ, открывая новые факты и неизвестные пласты культуры и истории. Процесс творчества, как говорила Н.Я. Коростылева, оказывается очень заразительным.

И.М. Лебедева, кандидат педагогических наук, методист гимназии

(Опубликовано в «Юбилейном альманахе» №2)